Важные изменения в регулировании закупок по 223-ФЗ
12.01.2018
1. Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены важные и объемные изменения в правила осуществления закупок по закону № 223-ФЗ. Часть изменений вступила в силу 31 декабря 2017 года. Большинство правил, относящихся к конкурентным закупкам, в том числе с участием только СМиСП, начнут действовать с 1 июля 2018 года.
Из наиболее существенных изменений, вступивших в силу 31 декабря 2017 года, следует отметить следующие:
1) Исключение из сферы действия закона № 223-ФЗ следующих закупок, связанных с:
- исполнением заказчиком заключенного с иностранным юридическим лицом договора, предметом которого являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг за пределами Российской Федерации;
-осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг у юридических лиц, которые признаются взаимозависимыми с ним лицами в соответствии с Налоговым кодексом и перечень которых определен Положением о закупке с соответствующим обоснованием;
- закупкой товаров, работ, услуг юридическим лицом, зарегистрированным на территории иностранного государства, в целях осуществления своей деятельности на территории иностранного государства.
2) Предание законного статуса типовым положениям о закупке (для унитарных предприятий, бюджетных и автономных учреждений) и присоединению к положению о закупке «материнской» компании.
3) Расширение возможностей для обжалования закупок в ФАС России, в том числе в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований закона № 223-ФЗ и (или) положения о закупке. При этом в закон внесено ограничение: рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
4) Заказчикам предоставлено право не размещать в ЕИС информацию о следующих закупках:
- о закупке услуг по привлечению во вклады (включая размещение депозитных вкладов) денежных средств организаций, получению кредитов и займов, доверительному управлению денежными средствами и иным имуществом, выдаче банковских гарантий и поручительств, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, открытию и ведению счетов, включая аккредитивы, о закупке брокерских услуг, услуг депозитариев;
- о закупке, связанной с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), договора доверительного управления государственным или муниципальным имуществом, иного договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества.
5) Правительству РФ предоставлено право утвердить перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются конкретными заказчиками, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе.
6) Федеральное казначейство будет вести в ЕИС реестр заказчиков.
7) Заказчикам предоставлено право создавать корпоративные информационные системы в сфере закупок, взаимодействующие с ЕИС. Региональные и муниципальные информационные системы, созданные в соответствии с законом № 44-ФЗ, могут быть использованы для размещения в ЕИС информации по закону № 223-ФЗ.
8) Введен ведомственный контроль закупочной деятельности, осуществляемый учредителями бюджетных и автономных учреждений, собственниками имущества унитарных предприятий.
9) Определены рамки для осуществления закупок в соответствии с правилами закона № 44-ФЗ в случае неразмещения заказчиком в ЕИС положения о закупке в соответствии с требованиями закона № 223-ФЗ.
С 1 июля 2018 года вводятся новые правила для осуществления конкурентных закупок, которые могут осуществляться следующими способами:
1) конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс),
2) аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион),
3) запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок),
4) запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);
2) иными способами, установленными Положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 статьи 3 закона № 223-ФЗ.
Вводятся ограничения на использование товарных знаков при описании предмета договора. В частности, установлено, что в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованноеограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
В случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 закона № 223-ФЗ, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
В отношении закупок товаров, работ, услуг, включенных в перечни (группы), информация о которых не подлежит размещению в ЕИС по решению Правительства, планируется утверждение особенностей их осуществления в электронной форме, внесения и возврата обеспечения заявок, перечня и требований к функционированию операторов электронных площадок.
Введены новые статьи, подробно регламентирующие процесс осуществления конкурентных закупок:
Статья 3.2 «Порядок осуществления конкурентной закупки», в которой, среди прочего, предусмотрено право отменить конкурентную закупку без обстоятельств непреодолимой силы только до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке; установлен запрет на требование обеспечения заявки, если НМЦД не превышает 5 млн. руб.;
Статья 3.3 «Конкурентная закупка в электронной форме. Функционирование электронной площадки для целей проведения такой закупки»;
Статья 3.4 «Особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего», в которой жестко регламентированы способы закупок, этапы и сроки их проведения, требования к заявкам на участие в закупке, протоколам, установлена обязанность проводить закупки на площадках и по отдельным правилам, предусмотренным законом № 44-ФЗ;
Статья 3.5 «Требования к конкурентной закупке, осуществляемой закрытым способом» (проведение таких закупок возможно, если сведения о закупке составляют государственную тайну, или принято соответствующее решение Правительства, координационного органа Правительства).
Установлено, что закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются исключительно в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.
В части размещения информации о закупках в ЕИС предусмотрены следующие изменения:
- для запросов котировок не требуется размещения документации;
- для закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) исключена обязанность по размещению извещения, документации, проекта договора;
- в извещении и документации о закупке вместо сведений о начальной (максимальной) цене договора можно указывать формулу цены, устанавливающую правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цену единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;
- ежемесячно нужно размещать только три вида отчетов:
а) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, в том числе об общей стоимости договоров, информация о которых не внесена в реестр договоров;
б) сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
в) сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся.
Предусмотрено, что требования к привлекаемым участниками субподрядчикам (соисполнителям) и (или) изготовителям товара могут быть включены в документацию о закупке только в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии.
Положение о закупке нужно привести в соответствие с новой редакцией закона № 223-ФЗ и разместить в ЕИС не позднее 1 января 2019 года. Положения о закупке, которые не соответствуют закону № 223-ФЗ, после 1 января 2019 года считаются не размещенными в единой информационной системе со всеми вытекающими последствиями.
2. Федеральным законом от 31.12.2017 № 496-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" действие закона № 223-ФЗ распространено на юридических лиц, реализующих инвестиционные проекты с государственной поддержкой, стоимость которых превышает 500 млн. руб.
Предусмотрено, что при осуществлении за счет средств инвестиционных проектов с государственной поддержкой закупок товаров, соответствующих критериям, утвержденным Правительством, юридические лица, реализующие инвестиционные проекты с государственной поддержкой, включенные в реестр инвестиционных проектов, обязаны учитывать особенности, установленные статьей 3.1 закона № 223-ФЗ.
Инвестиционным проектом с государственной поддержкой признается инвестиционный проект, в рамках реализации которого обязательства юридического лица обеспечены государственной гарантией Российской Федерации (в том числе по кредитам, привлекаемым юридическим лицом, которое отобрано в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в целях проектного финансирования) и (или) финансовое обеспечение которого осуществляется полностью или частично (в объеме не менее чем 10 миллионов рублей) за счет средств: федерального бюджета, Фонда национального благосостояния или Внешэкономбанка.
Ограничения на закупки будут распространяться теперь не только на продукцию машиностроения, которая включена в перечни, утвержденные Правительством, но и на закупки, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, аренда (включая фрахтование, финансовую аренду), условиями которых предусмотрено использование этой продукции.
До представления перечней продукции машиностроения в соответствии с требованиями Правительства, изменений, вносимых в перечни, в координационный орган Правительства Российской Федерации юридические лица, реализующие инвестиционные проекты с господдержкой, не вправе осуществлять закупки соответствующей продукции машиностроения.
В закон № 223-ФЗ включена новая статья 3.1-1 «Особенности осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, оказания услуг, аренды (включая фрахтование, финансовую аренду) заказчиками - государственными корпорациями, государственными компаниями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает пятьдесят процентов, дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей принадлежит указанным юридическим лицам», предусматривающая обязанность соответствующих заказчиков согласовывать отдельные закупки в специально созданном органе - координационном органе Правительства РФ по согласованию закупок заказчиков.
До согласования с указанным органом заказчики не вправе включать в планы закупок и (или) осуществлять закупки товаров, включенные в специальные перечни, утвержденные Правительством, а также включать в планы закупок и (или) осуществлять закупки, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, аренда (включая фрахтование, финансовую аренду), условиями которых предусмотрено использование этих товаров.
Федеральный закон № 496-ФЗ вступит в силу 30 июня 2018 года.
3. Федеральным законом от 31.12.2017 № 481-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено еще одно возможное основание для неразмещения информации о закупках ЕИС.
Предусмотрено право Правительства РФ определить перечень оснований неразмещения в единой информационной системе информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор.
Закон вступил в силу 31 декабря 2017 года.
4. Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 № 1383 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" расширена сфера действия Постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Постановления от 29 октября 2015 г. № 1169 "О порядке проведения мониторинга соответствия...»
Предусмотрено, что с 1 января 2018 года Постановление № 1352 распространяется на заказчиков, годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает 500 млн. рублей, кредитные организации, величина активов которых по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает 500 млн. рублей, и при условии, что такие заказчики не соответствуют условиям, предусмотренным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а также автономные учреждения, общая стоимость договоров, заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг за предшествующий календарный год которых превышает 250 млн. рублей.
В новой редакции Постановления № 1169 предусмотрено, что процедура оценки соответствия проектов планов закупки товаров, работ, услуг, проектов планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проектов изменений, вносимых в такие планы, будет проводиться в отношении конкретных заказчиков, включаемых в перечень с учетом новых критериев. Среди таких критериев:
- общая стоимость договоров, которые заключены заказчиком федерального уровня по результатам закупки товаров, работ, услуг за предшествующий календарный год превышает 1 млрд. рублей;
- общая стоимость договоров, которые заключены заказчиком регионального или муниципального уровня по результатам закупки товаров, работ, услуг за предшествующий календарный год превышает 50 млн. рублей;
- годовой объем выручки заказчика от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, величина активов заказчика, который является кредитной организацией, по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает 500 млн. рублей.
В перечень конкретных заказчиков будут включены также государственные компании, созданные на основании федерального закона, годовой объем выручки которых не превышает 500 млн. рублей, а также заказчики, которые включены в сферу действия постановления № 1352 поправками от 20 мая 2017 года и от 15 ноября 2017 года.
Процедура мониторинга соответствия с 1 июня 2018 года будет проводиться в отношении:
- заказчиков федерального уровня, общий объем заключенных договоров которых по результатам закупки товаров, работ, услуг за предшествующий календарный год составляет от 250 млн. рублей до 1 млрд. рублей, а также в отношении заказчиков, являющихся дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50 процентов долей в совокупности принадлежит государственным компаниям, созданным на основании федерального закона, дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50 процентов долей в совокупности принадлежит указанным дочерним хозяйственным обществам;
- заказчиков регионального и муниципального уровней, годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), величина активов которых (для заказчиков, являющихся кредитными организациями) по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает 10 млрд. рублей, и указанными заказчиками заключены договоры по результатам закупки товаров, работ, услуг за предшествующий календарный год в размере менее 50 млн. рублей.
В отношении обязанности осуществлять закупки у СМиСП постановление № 1383 вступило в силу с 1 января 2018 года, в отношении оценки соответствия проектов планов, проектов изменений планов – вступит в силу с 1 марта 2018 года.
5. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2017 № 1429 "О приостановлении действия подпунктов "е" и "к" пункта 2 Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки" приостановлено действие обязанности заказчика по размещению в реестре договоров информации о поставщике, подрядчике, исполнителе, субподрядчиках.
С учетом возможного санкционного режима в отношении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Правительство временно, до 1 июля 2018 года, приостановило действие пунктов Постановления от 31.10.2014 № 1132, "О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки", обязывающих заказчиков размещать в реестре договоров следующую информацию:
- сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе):
в отношении юридического лица - наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, информация о его отнесении к субъекту малого и (или) среднего предпринимательства и идентификационный номер налогоплательщика;
в отношении физического лица - фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства и идентификационный номер налогоплательщика;
- информацию о договорах с субподрядчиками, в том числе наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения субподрядчика, его идентификационный номер налогоплательщика, а также предмет и цену договора с субподрядчиками.
Предполагается, что до 1 июля 2018 года Правительство утвердит перечень оснований неразмещения в единой информационной системе информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор (федеральный закон от 31.12.2017 г. № 481-ФЗ
6. Определением Верховного Суда РФ от 20.07.2017 N 305-КГ17-3423 по делу № А40-60408/2016 подтверждено право заказчика в необходимых случаях устанавливать в документации о закупке запрет на привлечение субподрядчиков (соисполнителей).
Антимонопольный орган признал ПАО «Ростелеком» нарушившим закон № 223-ФЗ в связи с тем, что в документацию о закупке было включено условие о недопустимости привлечения исполнителем при исполнении договора субподрядчиков или соисполнителей. Три суда оставили решение ФАС России в силе, однако Верховный Суд в указанном определении отметил следующее.
Условие документации о закупке, устанавливающее запрет на привлечение участником закупки для исполнения договора, заключенного по результатам закупочных процедур, субподрядчиков или соисполнителей, не является требованием, предъявляемым к участнику закупки, а относится к способу и порядку исполнения договора и соответствует положениям статей 706 и 780 Гражданского кодекса, предоставляющим возможность включения в договор условия о личном выполнении подрядчиком работ (оказании услуг).
Включение в документацию о закупках спорного условия также не противоречит Закону о закупках и Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку при проведении закупочных процедур заказчик не ограничен в вопросах формирования системы закупок, позволяющей выявить участника закупки, способного своевременно и качественно удовлетворить потребности заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Условие о выполнении работ, являющихся предметом закупки, собственными силами (без привлечения субподрядчиков), может рассматриваться как нарушающее законодательство, если антимонопольный орган докажет, что это условие включено в документацию о закупках специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту.
Требование ПАО «Ростелеком» о признании недействительным решения ФАС России в указанной части было удовлетворено.
Следует отметить, что актуальность данной позиции, с учетом принятых поправок к закону № 223-ФЗ, сохраняется, поскольку запрет на необоснованное ограничение количества участников закупки включен в новую редакцию статьи 3 закона, в связи с чем заказчику для правомерности включения соответствующего условия в документацию о закупке необходимо его обосновать.
7. В письме Минфина России от 04.10.2017 № 24-04-08/64779 дано разъяснение по вопросу об отклонении заявок участников закупок, отсутствующих в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства и не являющихся вновь созданными организациями (индивидуальными предпринимателями).
Министерство финансов разъяснило, что если участник закупки, участниками которой являются только СМиСП, не является вновь созданным юридическим лицом и вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем, а также сведения о таком участнике отсутствуют в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, заказчик принимает решение об отказе в допуске к участию в закупке в отношении участника закупки или об отказе от заключения договора с участником закупки, являющимся единственным поставщиком.
1) Исключение из сферы действия закона № 223-ФЗ следующих закупок, связанных с:
- исполнением заказчиком заключенного с иностранным юридическим лицом договора, предметом которого являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг за пределами Российской Федерации;
-осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг у юридических лиц, которые признаются взаимозависимыми с ним лицами в соответствии с Налоговым кодексом и перечень которых определен Положением о закупке с соответствующим обоснованием;
- закупкой товаров, работ, услуг юридическим лицом, зарегистрированным на территории иностранного государства, в целях осуществления своей деятельности на территории иностранного государства.
2) Предание законного статуса типовым положениям о закупке (для унитарных предприятий, бюджетных и автономных учреждений) и присоединению к положению о закупке «материнской» компании.
3) Расширение возможностей для обжалования закупок в ФАС России, в том числе в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований закона № 223-ФЗ и (или) положения о закупке. При этом в закон внесено ограничение: рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
4) Заказчикам предоставлено право не размещать в ЕИС информацию о следующих закупках:
- о закупке услуг по привлечению во вклады (включая размещение депозитных вкладов) денежных средств организаций, получению кредитов и займов, доверительному управлению денежными средствами и иным имуществом, выдаче банковских гарантий и поручительств, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, открытию и ведению счетов, включая аккредитивы, о закупке брокерских услуг, услуг депозитариев;
- о закупке, связанной с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), договора доверительного управления государственным или муниципальным имуществом, иного договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества.
5) Правительству РФ предоставлено право утвердить перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются конкретными заказчиками, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе.
6) Федеральное казначейство будет вести в ЕИС реестр заказчиков.
7) Заказчикам предоставлено право создавать корпоративные информационные системы в сфере закупок, взаимодействующие с ЕИС. Региональные и муниципальные информационные системы, созданные в соответствии с законом № 44-ФЗ, могут быть использованы для размещения в ЕИС информации по закону № 223-ФЗ.
8) Введен ведомственный контроль закупочной деятельности, осуществляемый учредителями бюджетных и автономных учреждений, собственниками имущества унитарных предприятий.
9) Определены рамки для осуществления закупок в соответствии с правилами закона № 44-ФЗ в случае неразмещения заказчиком в ЕИС положения о закупке в соответствии с требованиями закона № 223-ФЗ.
С 1 июля 2018 года вводятся новые правила для осуществления конкурентных закупок, которые могут осуществляться следующими способами:
1) конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс),
2) аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион),
3) запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок),
4) запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);
2) иными способами, установленными Положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 статьи 3 закона № 223-ФЗ.
Вводятся ограничения на использование товарных знаков при описании предмета договора. В частности, установлено, что в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованноеограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
В случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 закона № 223-ФЗ, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
В отношении закупок товаров, работ, услуг, включенных в перечни (группы), информация о которых не подлежит размещению в ЕИС по решению Правительства, планируется утверждение особенностей их осуществления в электронной форме, внесения и возврата обеспечения заявок, перечня и требований к функционированию операторов электронных площадок.
Введены новые статьи, подробно регламентирующие процесс осуществления конкурентных закупок:
Статья 3.2 «Порядок осуществления конкурентной закупки», в которой, среди прочего, предусмотрено право отменить конкурентную закупку без обстоятельств непреодолимой силы только до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке; установлен запрет на требование обеспечения заявки, если НМЦД не превышает 5 млн. руб.;
Статья 3.3 «Конкурентная закупка в электронной форме. Функционирование электронной площадки для целей проведения такой закупки»;
Статья 3.4 «Особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего», в которой жестко регламентированы способы закупок, этапы и сроки их проведения, требования к заявкам на участие в закупке, протоколам, установлена обязанность проводить закупки на площадках и по отдельным правилам, предусмотренным законом № 44-ФЗ;
Статья 3.5 «Требования к конкурентной закупке, осуществляемой закрытым способом» (проведение таких закупок возможно, если сведения о закупке составляют государственную тайну, или принято соответствующее решение Правительства, координационного органа Правительства).
Установлено, что закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются исключительно в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.
В части размещения информации о закупках в ЕИС предусмотрены следующие изменения:
- для запросов котировок не требуется размещения документации;
- для закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) исключена обязанность по размещению извещения, документации, проекта договора;
- в извещении и документации о закупке вместо сведений о начальной (максимальной) цене договора можно указывать формулу цены, устанавливающую правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цену единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;
- ежемесячно нужно размещать только три вида отчетов:
а) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, в том числе об общей стоимости договоров, информация о которых не внесена в реестр договоров;
б) сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
в) сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся.
Предусмотрено, что требования к привлекаемым участниками субподрядчикам (соисполнителям) и (или) изготовителям товара могут быть включены в документацию о закупке только в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии.
Положение о закупке нужно привести в соответствие с новой редакцией закона № 223-ФЗ и разместить в ЕИС не позднее 1 января 2019 года. Положения о закупке, которые не соответствуют закону № 223-ФЗ, после 1 января 2019 года считаются не размещенными в единой информационной системе со всеми вытекающими последствиями.
2. Федеральным законом от 31.12.2017 № 496-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" действие закона № 223-ФЗ распространено на юридических лиц, реализующих инвестиционные проекты с государственной поддержкой, стоимость которых превышает 500 млн. руб.
Предусмотрено, что при осуществлении за счет средств инвестиционных проектов с государственной поддержкой закупок товаров, соответствующих критериям, утвержденным Правительством, юридические лица, реализующие инвестиционные проекты с государственной поддержкой, включенные в реестр инвестиционных проектов, обязаны учитывать особенности, установленные статьей 3.1 закона № 223-ФЗ.
Инвестиционным проектом с государственной поддержкой признается инвестиционный проект, в рамках реализации которого обязательства юридического лица обеспечены государственной гарантией Российской Федерации (в том числе по кредитам, привлекаемым юридическим лицом, которое отобрано в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в целях проектного финансирования) и (или) финансовое обеспечение которого осуществляется полностью или частично (в объеме не менее чем 10 миллионов рублей) за счет средств: федерального бюджета, Фонда национального благосостояния или Внешэкономбанка.
Ограничения на закупки будут распространяться теперь не только на продукцию машиностроения, которая включена в перечни, утвержденные Правительством, но и на закупки, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, аренда (включая фрахтование, финансовую аренду), условиями которых предусмотрено использование этой продукции.
До представления перечней продукции машиностроения в соответствии с требованиями Правительства, изменений, вносимых в перечни, в координационный орган Правительства Российской Федерации юридические лица, реализующие инвестиционные проекты с господдержкой, не вправе осуществлять закупки соответствующей продукции машиностроения.
В закон № 223-ФЗ включена новая статья 3.1-1 «Особенности осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, оказания услуг, аренды (включая фрахтование, финансовую аренду) заказчиками - государственными корпорациями, государственными компаниями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает пятьдесят процентов, дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей принадлежит указанным юридическим лицам», предусматривающая обязанность соответствующих заказчиков согласовывать отдельные закупки в специально созданном органе - координационном органе Правительства РФ по согласованию закупок заказчиков.
До согласования с указанным органом заказчики не вправе включать в планы закупок и (или) осуществлять закупки товаров, включенные в специальные перечни, утвержденные Правительством, а также включать в планы закупок и (или) осуществлять закупки, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, аренда (включая фрахтование, финансовую аренду), условиями которых предусмотрено использование этих товаров.
Федеральный закон № 496-ФЗ вступит в силу 30 июня 2018 года.
3. Федеральным законом от 31.12.2017 № 481-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено еще одно возможное основание для неразмещения информации о закупках ЕИС.
Предусмотрено право Правительства РФ определить перечень оснований неразмещения в единой информационной системе информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор.
Закон вступил в силу 31 декабря 2017 года.
4. Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 № 1383 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" расширена сфера действия Постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Постановления от 29 октября 2015 г. № 1169 "О порядке проведения мониторинга соответствия...»
Предусмотрено, что с 1 января 2018 года Постановление № 1352 распространяется на заказчиков, годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает 500 млн. рублей, кредитные организации, величина активов которых по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает 500 млн. рублей, и при условии, что такие заказчики не соответствуют условиям, предусмотренным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а также автономные учреждения, общая стоимость договоров, заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг за предшествующий календарный год которых превышает 250 млн. рублей.
В новой редакции Постановления № 1169 предусмотрено, что процедура оценки соответствия проектов планов закупки товаров, работ, услуг, проектов планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проектов изменений, вносимых в такие планы, будет проводиться в отношении конкретных заказчиков, включаемых в перечень с учетом новых критериев. Среди таких критериев:
- общая стоимость договоров, которые заключены заказчиком федерального уровня по результатам закупки товаров, работ, услуг за предшествующий календарный год превышает 1 млрд. рублей;
- общая стоимость договоров, которые заключены заказчиком регионального или муниципального уровня по результатам закупки товаров, работ, услуг за предшествующий календарный год превышает 50 млн. рублей;
- годовой объем выручки заказчика от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, величина активов заказчика, который является кредитной организацией, по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает 500 млн. рублей.
В перечень конкретных заказчиков будут включены также государственные компании, созданные на основании федерального закона, годовой объем выручки которых не превышает 500 млн. рублей, а также заказчики, которые включены в сферу действия постановления № 1352 поправками от 20 мая 2017 года и от 15 ноября 2017 года.
Процедура мониторинга соответствия с 1 июня 2018 года будет проводиться в отношении:
- заказчиков федерального уровня, общий объем заключенных договоров которых по результатам закупки товаров, работ, услуг за предшествующий календарный год составляет от 250 млн. рублей до 1 млрд. рублей, а также в отношении заказчиков, являющихся дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50 процентов долей в совокупности принадлежит государственным компаниям, созданным на основании федерального закона, дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50 процентов долей в совокупности принадлежит указанным дочерним хозяйственным обществам;
- заказчиков регионального и муниципального уровней, годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), величина активов которых (для заказчиков, являющихся кредитными организациями) по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает 10 млрд. рублей, и указанными заказчиками заключены договоры по результатам закупки товаров, работ, услуг за предшествующий календарный год в размере менее 50 млн. рублей.
В отношении обязанности осуществлять закупки у СМиСП постановление № 1383 вступило в силу с 1 января 2018 года, в отношении оценки соответствия проектов планов, проектов изменений планов – вступит в силу с 1 марта 2018 года.
5. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2017 № 1429 "О приостановлении действия подпунктов "е" и "к" пункта 2 Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки" приостановлено действие обязанности заказчика по размещению в реестре договоров информации о поставщике, подрядчике, исполнителе, субподрядчиках.
С учетом возможного санкционного режима в отношении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Правительство временно, до 1 июля 2018 года, приостановило действие пунктов Постановления от 31.10.2014 № 1132, "О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки", обязывающих заказчиков размещать в реестре договоров следующую информацию:
- сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе):
в отношении юридического лица - наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, информация о его отнесении к субъекту малого и (или) среднего предпринимательства и идентификационный номер налогоплательщика;
в отношении физического лица - фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства и идентификационный номер налогоплательщика;
- информацию о договорах с субподрядчиками, в том числе наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения субподрядчика, его идентификационный номер налогоплательщика, а также предмет и цену договора с субподрядчиками.
Предполагается, что до 1 июля 2018 года Правительство утвердит перечень оснований неразмещения в единой информационной системе информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор (федеральный закон от 31.12.2017 г. № 481-ФЗ
6. Определением Верховного Суда РФ от 20.07.2017 N 305-КГ17-3423 по делу № А40-60408/2016 подтверждено право заказчика в необходимых случаях устанавливать в документации о закупке запрет на привлечение субподрядчиков (соисполнителей).
Антимонопольный орган признал ПАО «Ростелеком» нарушившим закон № 223-ФЗ в связи с тем, что в документацию о закупке было включено условие о недопустимости привлечения исполнителем при исполнении договора субподрядчиков или соисполнителей. Три суда оставили решение ФАС России в силе, однако Верховный Суд в указанном определении отметил следующее.
Условие документации о закупке, устанавливающее запрет на привлечение участником закупки для исполнения договора, заключенного по результатам закупочных процедур, субподрядчиков или соисполнителей, не является требованием, предъявляемым к участнику закупки, а относится к способу и порядку исполнения договора и соответствует положениям статей 706 и 780 Гражданского кодекса, предоставляющим возможность включения в договор условия о личном выполнении подрядчиком работ (оказании услуг).
Включение в документацию о закупках спорного условия также не противоречит Закону о закупках и Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку при проведении закупочных процедур заказчик не ограничен в вопросах формирования системы закупок, позволяющей выявить участника закупки, способного своевременно и качественно удовлетворить потребности заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Условие о выполнении работ, являющихся предметом закупки, собственными силами (без привлечения субподрядчиков), может рассматриваться как нарушающее законодательство, если антимонопольный орган докажет, что это условие включено в документацию о закупках специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту.
Требование ПАО «Ростелеком» о признании недействительным решения ФАС России в указанной части было удовлетворено.
Следует отметить, что актуальность данной позиции, с учетом принятых поправок к закону № 223-ФЗ, сохраняется, поскольку запрет на необоснованное ограничение количества участников закупки включен в новую редакцию статьи 3 закона, в связи с чем заказчику для правомерности включения соответствующего условия в документацию о закупке необходимо его обосновать.
7. В письме Минфина России от 04.10.2017 № 24-04-08/64779 дано разъяснение по вопросу об отклонении заявок участников закупок, отсутствующих в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства и не являющихся вновь созданными организациями (индивидуальными предпринимателями).
Министерство финансов разъяснило, что если участник закупки, участниками которой являются только СМиСП, не является вновь созданным юридическим лицом и вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем, а также сведения о таком участнике отсутствуют в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, заказчик принимает решение об отказе в допуске к участию в закупке в отношении участника закупки или об отказе от заключения договора с участником закупки, являющимся единственным поставщиком.
Обзор подготовлен экспертами компании «ФинКонт Торги»